Повышение инвестиционной привлекательности проектов в сфере водоснабжения и водоотведения путем установления экономически обоснованных тарифов

Опубликовано: 10.04.2016 Теги: водоснабжение, водоотведение

Авторы:  к.э.н. Бруссер Павел Александрович,
                                                                                            Митько Андрей Викторович,
                                                                            Карпенко Екатерина Александровна
Ноябрь 2015 – март 2016 г.

«Неудача – это отличный стимул для того, чтобы начать все заново, но уже с учетом полученного опыта»
Генри Форд

Оглавление:

  1. Водоканалы терпят убытки 
  • Состояние отрасли водоснабжения и водоотведения характеризуется высокой степенью износа основных фондов и низким качеством предоставляемых услуг;
  • Введение предельных индексов роста тарифов в ЖКХ и рост расходов на электроэнергию приводит к снижению рентабельности отрасли водоснабжения и водоотведения. 
  1. «Порочный круг» тарифного образования
  • Широкое использование в отрасли способа расчета тарифов по методу экономически обоснованных расходов создает неправильные стимулы для предприятий;
  • Краткосрочность тарифного регулирования не предоставляет возможности прогнозирования финансовых потоков предприятий на несколько лет вперед;
  • Срок окупаемости инвестиционных проектов при существующем уровне тарифов превышает 20 лет. 
  1. Перемены к лучшему
  • Переход с 2016 года на долгосрочное тарифное регулирование мотивирует компании повышать эффективность деятельности, экономия от сокращения издержек остается в распоряжении компании и не является основанием для снижения тарифов в течение всего периода регулирования; 
  • Принятие решения об изменении долгосрочных тарифов в течение периода регулирования влечет бюджетную ответственность региона за компенсацию недополученных доходов. 
  1. Концессия в водоснабжении и водоотведении
  • Концессионное законодательство предоставляет концеденту гарантии надлежащего исполнения своих обязательств концессионером, а концессионеру гарантии компенсации выпадающих доходов; 
  1. Практический пример реализации проекта в рамках концессии 
  • Установление в концессионном соглашении экономически обоснованных тарифов может обеспечить окупаемость инвестиционных проектов на горизонте  10 лет, однако требует увеличения базового тарифа на 30-40%, что не приемлемо для населения; 
  • Выплата концедентом капитального гранта на стадии строительства и эксплуатационной субсидии позволяет минимизировать рост тарифов для населения при сохранении срока окупаемости на горизонте 10 лет;
  • Анализ чувствительности и определение формулы ∆Т (рост тарифа от базового до экономически обоснованного уровня).

Введение

Водоснабжение – подача поверхностных или подземных вод потребителям в требуемом количестве и в соответствии с целевыми показателями качества воды в водных объектах. Инженерные сооружения, предназначенные для решения задач водоснабжения, называют системой водоснабжения или водопроводом. Водоотведение (канализация) – удаление твердых и жидких продуктов жизнедеятельности человека, хозяйственно-бытовых и дождевых сточных вод с целью их очистки от загрязнений и дальнейшей эксплуатации или возвращения в водоем. Вместе водоснабжение и водоотведение (далее – ВиВ) представляют собой комплекс мер по организации услуг, необходимых для благоустройства любых частных и общественных построек. На текущий момент в РФ функционирует 14,6 тысяч водоканалов, оперирующих сетями ВиВ общей протяженностью более 763 тысяч км. К системам водоснабжения подключены 116 млн чел. (80% населения РФ), к сетям водоотведения – 91 млн чел. (62% населения РФ). Техническое состояние водоканальных и водопроводных сетей характеризуется крайне высокой степенью износа, что, в свою очередь, является причиной низкой эффективности деятельности компаний в отрасли и низкого качества коммунальных услуг, предоставляемых потребителям. Уровень качества поставляемых большинством водоканалов услуг не соответствует требованиям действующего законодательства и санитарным нормам РФ. Доля нормативно очищенной воды в среднем не превышает 55%. Доля сетей водоснабжения (далее – ВС) нуждающихся в замене составляет 43%, сетей водоотведения (далее – ВО) – 42%. Средний показатель количества аварий на 100 км сетей составляет на сетях ВС – 17,1, на сетях ВО – 13,7. Утечка и неучтенный расход воды (потери) составляет в среднем 23%, в отдельных случаях этот показатель достигает 60%. [1] В Приложении 1 к данной статье приведены основные показатели крупнейших водоканалов РФ.

Отрасль ВиВ нуждается в значительных объемах инвестиций даже для поддержания ее текущего состояния. Однако привлечение инвестиций в отрасль затрудняется рядом обстоятельств, которые делают ее непривлекательной для инвесторов. К этим обстоятельствам относятся: низкая рентабельность деятельности, низкий уровень фондоотдачи, экономически несбалансированное и жестко регламентированное государством тарифное регулирование.

Главная задача данной статьи – изучение причин, негативно влияющих на возможность привлечения частных инвестиций в отрасль, а также возможностей их минимизации в том числе путем установления экономически обоснованных тарифов на услуги ВиВ.

Водоканалы терпят убытки

  1. Данные предоставлены РАВВ (Российской ассоциацией водоснабжения и водоотведения).
  2. Электро-, тепло- и водоснабжение.
  3. Регулируются Постановлением от 30.04.2014 г. №400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в РФ». Индексы устанавливаются на срок не менее чем 3 года. На первый год в виде процента изменения к предыдущему году, на последующие годы в виде формулы.
  4. Показатель фондоотдачи определяется делением годового объема продукции в стоимостном выражении (выручка) на среднегодовую балансовую стоимость производственных основных фондов.

Финансовые показатели компаний отрасли ВиВ демонстрируют убыточность отрасли. 84% предприятий убыточны. Выручка от основной деятельности не покрывает затрат. В 2014 году совокупный чистый убыток предприятий ВиВ составил более 17 млрд руб. Причиной этого является прежде всего имеющийся дисбаланс развития разных сегментов[2] коммунального хозяйства, а также жесткие нормы регулирования тарифов. Введение предельных индексов ежегодного изменения платы граждан за коммунальные услуги[3] в среднем по субъектам РФ и государственная политика по сдерживанию роста тарифов применяется ко всем сегментам ЖКХ. Однако тарифы в различных сегментах повышаются непропорционально. Так, средний рост за последние три года по газу составил 13,1%, по электроэнергии – 9,5%, по теплу – 7%, по ВиВ – всего 3%. Процесс тарифного образования в отрасли происходит исходя из предельного индекса, а не исходя из паритета «потребность-возможность». Это приводит к снижению инвестиционной привлекательности отрасли ВиВ и невозможности управлять ее развитием. Показатель фондоотдачи в отрасли ВиВ составляет в среднем 0,44 рубля[4]. То есть 1 рубль, вложенный в основные средства, приносит  44 копейки выручки.

Усугубляется данная ситуация тем, что в течение последних десяти лет наблюдается уменьшение объемов полезного отпуска воды через системы централизованного водоснабжения и сточных вод, попадающих в системы централизованного водоотведения. С 2004 по 2015 г. потребление воды и прием стоков сократились на одну треть, что приводит к сокращению выручки компаний, осуществляющих деятельность в отрасли ВиВ. В то же время себестоимость продаж постоянно растет. Доля расходов на приобретение электроэнергии в себестоимости компаний ВиВ достигает 30-40%, т.к. водоснабжение и водоотведение представляет собой очень энергоемкое производство, особенно это касается очистки сточных вод и подъема воды. При этом электроэнергию компании ВиВ покупают не по фиксированному тарифу, как население и приравниваемые к населению социальные группы, а как прочие потребители. Цена для прочих потребителей складывается из стоимости электроэнергии, приобретенной гарантирующими поставщиками на оптовом рынке по свободным ценам, регулируемой на региональном уровне сбытовой надбавки и тарифа за передачу электрической энергии. Многие водоканалы имеют большую задолженность перед поставщиками электроэнергии. Реагенты, применяемые для очистки сточных вод, в основном, импортного производства. Рост курса валюты приводит к их постоянному удорожанию. В 2014 году  доля расходов на их закупку превысила 5% в общих расходах.

Другая существенная проблема, влияющая на уровень рентабельности предприятий ВиВ, – растущая дебиторская задолженность, вызванная неплатежами населения за  оказанные услуги. Средний показатель уровня собираемости платежей за услуги ВиВ по РФ составляет 94%, просрочка по платежам населения в среднем составляет 90 дней. Это в свою очередь приводит к росту объемов кредиторской задолженности компаний и вызывает потребность в краткосрочном оборотном кредитовании на покрытие кассовых разрывов, без которого компании не могут продолжать операционную деятельность. Обслуживание кредитов увеличивает расходы компаний. Таким образом, каждая проблема порождает и «наслаивается» на следующую.

Но особое внимание стоит уделить проблеме тарифного регулирования,  существующая система которого слабо учитывает интересы потенциальных инвесторов, такие как предельные сроки окупаемости инвестиций, приемлемый уровень внутренней доходности инвестиций и т.д.

«Порочный круг» тарифного образования

Основы и методы тарифного регулирования в сфере водоснабжения и водоотведения в настоящий момент установлены ФЗ от 07.12.2011 г. №416 «О водоснабжении и водоотведении», Постановлением от 13.05.2013 г. №406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», Приказом ФСТ России от 27.12.2013 г. №1746-э «Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере ВиВ». Существует четыре метода регулирования тарифов в сфере ВиВ:

  • метод экономически обоснованных расходов (затрат);
  • метод индексации долгосрочных тарифов;
  • метод доходности инвестированного капитала;
  • метод сравнения аналогов.

 В настоящее время наиболее широко используется первый из указанных методов расчета тарифов, основанный на расчетной себестоимости на очередной период регулирования и нормативном уровне рентабельности на тот же период.  Данный метод применяется только для краткосрочного регулирования (до года) и рассчитывается по следующей формуле:

где  НВВ  –   нормативная валовая выручка;

Σ расходов включает в себя:

  • производственные расходы;
  • расходы на текущий и капитальный ремонт;
  • административные расходы;
  • сбытовые расходы;
  • расходы на амортизацию;
  • расходы на арендную, концессионную плату и лизинговые платежи;
  • расходы, связанные с оплатой налогов и сборов. 
  1. Величина нормативной прибыли не может превышать 7% от суммы включаемых в необходимую валовую выручку расходов.

НП [5] – нормативная прибыль, которая включает в себя:

  • средства на возврат и обслуживание займов и кредитов;
  • расходы на капитальные вложения (инвестиции);
  • прибыль, остающаяся в распоряжении регулируемой организации, в размере не менее 3% от текущих расходов.

Этот метод, основанный на затратных принципах формирования тарифов, создает негативную мотивацию. Компании не заинтересованы в снижении себестоимости и повышении эффективности деятельности, так как в случае снижения себестоимости, уровень нормативной прибыли и, как следствие, тарифы будут снижены. Кроме того отнесение процентных платежей и капитальных вложений на нормативную прибыль, а не на себестоимость, и одновременное ограничение  максимального значения  этой прибыли (не более 7% от суммы затрат), приводит к отсутствию какой-либо прибыли на балансе предприятия. При этом менеджмент и собственники изобретают «схемы» увеличения затрат предприятия, позволяющие аккумулировать прибыль на балансе контролируемых подрядчиков и поставщиков.

Другая проблема существующего тарифного регулирования – это его краткосрочность. Тарифы, как правило, устанавливаются на один год, что не дает возможности планирования будущих финансовых потоков и, как следствие, не позволяет инвесторам рассчитывать срок окупаемости инвестиций. При минимально необходимом уровне капитальных затрат (инвестиций) на модернизацию «среднестатистического» водоканала и при условии сохранения существующих тарифов, срок окупаемости превышает в среднем 20 лет. Для большинства инвесторов такие сроки не приемлемы, их необходимо сократить до 10-15 лет, но это требует существенного увеличения тарифа, что не приемлемо для населения.

Перемены к лучшему

 В соответствии с действующим законодательством в 2016 году переход на долгосрочное тарифное регулирование в сфере ВиВ становится обязательным. Это приведет к появлению у предприятий мотивов для повышения эффективности, т.к. сокращение затрат не будет больше являться основанием для досрочного пересмотра тарифов в течение всего периода регулирования, а результаты роста эффективности останутся в распоряжении компании. Кроме того, в случае принятия решения об изменении ранее установленных долгосрочных тарифов, регион будет обязан компенсировать недополученные доходы инвестора за счет бюджетных средств. Также стоит упомянуть о том, что, в соответствии с последними изменениями, внесенным в Постановление правительства РФ №406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», гарантирующие организации, ответственные за водоснабжение населения, получили возможность включения в тариф предпринимательской прибыли в размере 5%. Предпринимательская прибыль в данном контексте представляет собой средства, которые остаются в распоряжении акционера помимо средств на компенсацию и обслуживания кредитных ресурсов, заложенных в тариф. 

На текущий момент из четырех методов расчета тарифов в сфере ВиВ, предусмотренных законодательством, только три метода предоставляют возможность долгосрочного тарифного регулирования – метод доходности инвестированного капитала, метод индексации и метод сравнения аналогов. При этом только первые два включают в себя величину расходов на капитальные вложения (инвестиции) и обеспечение доходности по ним, поэтому метод сравнения аналогов не имеет смысла применять в случае необходимости реализации инвестиционных программ и привлечения инвестиций. Необходимая валовая выручка по данному методу определяется исходя из нормативного уровня затрат на 1 км сетей и протяженности сетей конкретной регулируемой организации, а именно: 

где   

  • НВВn  необходимая валовая выручка n-ной регулируемой организации;
  • УТР  –   удельная необходимая валовая выручка в расчете на км сетей;
  • А– нормативный уровень расходов на амортизацию основных средств в расчете на км сетей;
  • Ln  – протяженность водопроводных и (или) канализационной сети  n-ной регулируемой организации, определенная в сопоставимых величинах.

При этом, удельная необходимая валовая выручка на км сетей регулируемой организации определяется как: 

где

  • ТРго  – текущие расходы гарантирующей организации, отнесенный на вид деятельности по транспортировке воды (сточных вод);
  • Lго– протяженность водопроводных (канализационных) сетей гарантирующей организации, определенная в сопоставимых величинах.

Данный метод в силу того, что при его расчете используются средние нормативные показатели по отрасли, не всегда является объективным и часто не отражает реальные потребности предприятия.

Другие два метода – метод доходности инвестированного капитала и метод индексации прямо предусмотрены законодательством для целей установления долгосрочных тарифов. Пункт 11 статьи 32 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» определяет, что государственное регулирование тарифов в сфере ВиВ (с применением метода доходности инвестированного капитала или метода индексации) осуществляется на основе долгосрочных параметров регулирования. Долгосрочные тарифы при этом устанавливаются на срок не менее чем пять лет (при установлении впервые не менее чем три года) или на срок до окончания действия договора аренды, концессионного соглашения или соглашения об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере ВиВ, если такой срок составляет менее чем пять лет. Для применения двух вышеупомянутых методов регулирования тарифов регулируемая организация должна иметь утвержденную схему водоснабжения и водоотведения, а также утвержденную инвестиционную программу на долгосрочный период регулирования. При использовании метода индексации необходимая валовая выручка определяется следующим образом:

где

  • HBB- необходимая валовая выручка, установленная на год i долгосрочного периода регулирования;
  • TPi - текущие расходы регулируемой организации, планируемые на год i;
  • Ai - расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов в году i;
  • ДКi - нормативная прибыль, установленная на год i;
  • Δ HBBc- величина изменения необходимой валовой выручки в целях сглаживания тарифов в i-ом году.

Сумма вложенных средств при применении данного метода регулирования возвращается инвестору за счет включенной в тариф нормативной прибыли, в которой учитываются средства на возврат займов и кредитов, проценты по займам и кредитам (ставка не должна превышать ключевую ставку РФ более чем на 4 процентных пункта), а также капитальные вложения (инвестиции), определяемые на основе утвержденных инвестиционных программ.

Расчет валовой выручки методом обеспечения доходности инвестированного капитала  осуществляется следующим образом:

где 

  • HBB- необходимая валовая выручка, установленная на год i долгосрочного периода регулирования;
  • TPi - текущие расходы регулируемой организации, планируемые на год i;
  • BKi - средства, обеспечивающие возврат инвестированного капитала в году i;
  • ДКi - средства, обеспечивающие получение дохода на инвестированный капитал в году i;
  • Δ HBBc- величина изменения необходимой валовой выручки в году i, проводимого в целях сглаживания.

В данном методе сумма вложенных средств постепенно возвращается в рамках составляющей тарифа «возврат инвестированного капитала», доход на инвестированный капитал возвращается в рамках параметра «доходность капитала». В обоих рассмотренных методах в состав текущих расходов включаются операционные расходы, расходы на сырье и материалы, на ремонт основных средств, оплату труда, а также расходы на приобретение энергоресурсов.  

Однако, в рамках системы регулирования тарифов существует такое ограничение, как предельные индексы роста тарифов. Основы расчета таких индексов регламентирует  Постановление Правительства РФ от 30.04.2014 г. №400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации». Предельные индексы по субъектам РФ в рамках текущего законодательства устанавливаются на срок не менее чем 3 года с разбивкой по годам (могут устанавливаться с календарной разбивкой).  Предельные индексы на первый год долгосрочного регулирования устанавливаются в виде значений, выраженных в процентах к предыдущему году. На второй и последующие годы долгосрочного периода устанавливаются в виде формулы. Также на долгосрочный период устанавливаются предельно допустимые отклонения от величины по отдельным муниципальным образованиям. Органы исполнительной власти субъектов РФ, устанавливающие тарифы, должны устанавливать их таким образом, чтобы рост в среднем по субъекту не превышал установленных предельных индексов, что может негативно сказаться на уровне тарифа. Тем не менее, в рамках реализации инвестиционных программ и иных программ комплексного развития коммунальной инфраструктуры, базирующихся на договорах долгосрочной аренды или концессии, существуют различные возможности, позволяющие снизить коммерческие риски инвестора.

  1. Статья 41 ФЗ №416 «О ВиВ».
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 265-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В первую очередь стоит упомянуть о том, что в соответствии с законодательством РФ о ВиВ отчуждение и передача объектов систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность, а равно и передача указанных объектов и прав пользования ими в залог не допускается. Таким образом, передача прав владения и (или) пользования объектами ВиВ может осуществляться по договорам аренды или по концессионным соглашениям, заключенными в соответствии с требованиями законодательства РФ. Существует исключение, а именно: в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем ВиВ и датой опубликования извещения о проведении конкурса превышает пять лет, либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования осуществляются только по концессионным соглашениям[6]. А так как таких объектов в РФ большинство концессия представляет собой фактически  единственный доступный механизм для управления объектами ВиВ. Концессионное законодательство позволяет устанавливать тарифы на весь срок действия концессионного соглашения, а также реализовывать различные схемы государственной поддержки инвестиционных проектов. Однако остается открытым вопрос муниципальных концессий. Так как объекты ВиВ находятся в ведении муниципальных властей, концедентом выступают муниципалитеты. Для большинства инвесторов муниципальный риск неприемлем и требуется юридическое вовлечение в проект субъекта РФ, которое может быть обеспечено только после передачи региону прав собственности на объекты ВиВ от муниципалитета. Кроме того, учитывая тот факт, что тарифное регулирование осуществляется на региональном уровне, для реализации муниципальных концессий необходимо заключение дополнительных соглашений с регионом (таких как регуляторные или прямые соглашения), что усложняет процесс взаимодействия сторон в рамках проекта.

В настоящий момент подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон №115-ФЗ «О концессионных соглашениях»»[7], который позволил бы региону участвовать на стороне концедента без передачи прав собственности на объекты ВиВ и (или) прав их хозяйственного ведения. Законопроект регулирует передачу в концессию объектов теплоснабжения и ВиВ и предполагает внесение изменений, обязывающих субъект РФ участвовать на стороне концедента в обязательствах по концессионному соглашению. Субъект РФ, участвующий на стороне концедента должен выступать организатором совместного конкурса, устанавливать тарифы, утверждать инвестиционную программу концессионера, а также возмещать недополученные доходы концессионера. Также настоящий законопроект позволяет концессионеру регистрировать право собственности на незарегистрированное недвижимое имущество (если такое имеется) в течение двух лет после заключения концессионного соглашения. В настоящий же момент не оформленное надлежащим образом имущество в периметре проекта не может быть передано в концессию, что значительно затрудняет реализацию множества проектов.  

Другое значительное изменение, предусмотренное вышеуказанным законопроектом, касается возможности передачи в концессию предприятий ЖКХ с наличием задолженности. В новой редакции при определении размера концессионной платы могут быть учтены неисполненные на момент принятия решения о заключении концессионного соглашения долговые денежные обязательства, а также обязательства по уплате налогов и сборов государственных или муниципальных предприятий, в случае, если срок между датой возникновения соответствующих обязательств и датой заключения концессионного соглашения составляет более двух лет. Законопроект в настоящее время был одобрен в двух чтениях. Принятие его в третьем чтении значительно облегчит процедуру передачи объектов ВиВ в концессию. 

Концессия в водоснабжении и водоотведении

Как уже было сказано выше в рамках существующего законодательства способы передачи в эксплуатацию частным инвесторам объектов водоснабжения и водоотведения ограничены. Так, Пункт 1 статьи 41 ФЗ от 07.12.2011 г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» устанавливает, что передача прав владения и пользования системами ВиВ, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства РФ. Стоит упомянуть, что в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 22.08.2011 г. №1493-Р регионы обязаны передать неэффективные МУПы и ГУПы в концессию к 2016 году. Неэффективные МУПы и ГУПы в данном контексте представляют собой те МУПы и ГУПы, которые предоставляют некачественные услуги или находятся в предбанкротном состоянии. В результате их передачи в концессию государство планирует улучшить эффективность их деятельности и привлечь инвестиции в отрасль ЖКХ.

Концессионное законодательство в настоящее время предоставляет механизмы, гарантирующие концеденту надлежащее исполнение своих обязательств концессионером, а концессионеру – исполнение своих обязательств концедентом. Так, например, в обязательном порядке в концессионном соглашении фиксируются целевые показатели деятельности концессионера. Тарифные формулы и обязанности концедента по компенсации недополученной выручки в случае изменения тарифов также четко фиксируются в соглашении. Концедент несет бюджетную ответственность в случае несоблюдения долгосрочных параметров тарифного регулирования, а также в случае досрочного расторжения концессионного соглашения. Также существует возможность установления предельных индексов в случае использования концессии выше установленного по субъекту индекса на величину более максимального отклонения (регламентируется разделом IV Постановления Правительства №400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в РФ»), при наличии утвержденной инвестиционной программы. 

 Практический пример реализации проекта в рамках концессии

В качестве примера взаимодействия концедента и концессионера рассмотрим практическую ситуацию, в рамках которой существует необходимость реализовать инвестиционную программу по модернизации сетей ВиВ. Предпосылки ее реализации следующие:

  • Объем капитальных вложений – 4 500 млн руб.;
  • Срок концессионного соглашения – 10 лет;
  • Инвестиционная фаза – 3 года;
  • Эксплуатационная фаза – 7 лет;
  • Базовый тариф на ВС – 20 руб. м3; ВО – 15 руб. м3;
  • OPEX в ВС – 18 руб. м3;  в ВО – 13,5 руб. м3;
  • Снижение OPEX после инвестиций – 10%;
  • Объем ВС – 100 000 тыс. м3/год; ВО – 100 000 тыс. м3/год;
  • Уровень потерь – 30%;
  • Уровень собираемости – 95%;
  • Доля заемных средств – 80%;
  • Ставка по долговому финансированию – 14%;
  • Доля акционерных средств – 20%;
  • Целевая акционерная доходность – 20%.

Как уже было сказано выше, для определения экономически обоснованного тарифа в концессии можно использовать расчет НВВ (необходимой валовой выручки) как с применением метода доходности инвестированного капитала, так и метода индексации. Оба метода были рассмотрены выше. Таким образом, «экономически обоснованный тариф» в общем виде может быть рассчитан по следующей формуле:

 

           Где 

 

  • Тэо  – экономически обоснованный тариф;
  • HBBi  – необходимая валовая выручка, установленная на год i долгосрочного периода регулирования;
  • Vi– объем полезного отпуска, установленный на год i долгосрочного периода регулирования;

Для целей упрощения понимания расчета необходимой валовой выручки и экономически обоснованного тарифа, позволяющего достигнуть уровня безубыточности инвестиций, применительно к данному практическому примеру используем следующую формулу:

 

Где  

  • Тэо – экономически обоснованный тариф;
  • ОРЕХ  –  операционные расходы концессионера в году регулирования;
  • CAPEX – капитальные вложения в рамках инвестиционной программы в году регулирования;
  • I – доходность на долговое финансирование в году регулирования;
  • Div – доходность на акционерное финансирование в году регулирования;
  • V – объем полезного отпуска предприятия в году регулирования.

Таким образом, Тэо достигается прибавлением к базовому тарифу – Т, существующему к моменту ввода объектов ВиВ в эксплуатацию, некого изменения – Т, которое отображает необходимость увеличения базового тарифа для достижения выручки, необходимой для обеспечения безубыточности проекта на эксплуатационной фазе. Безубыточность в данном случае может достигаться как за счет одного только роста тарифа, так и за счет субсидии концедента на эксплуатации. На инвестиционной же стадии существует такая мера государственной поддержки проекта, как выплата капитального гранта. Зависимость уровня субсидии и Т от предпосылок рассмотрены в Приложении №2.

В рамках реализации данной инвестиционной программы существует несколько вариантов обеспечения необходимой валовой выручки. Один из них (Сценарий 1) это обеспечение возвратности инвестиций и доходности исключительно за счет роста тарифа. Данный сценарий проиллюстрирован на графике ниже:

 

Субсидия на этапе эксплуатации и капитальный грант, предоставляемые концедентом, в данном сценарии отсутствуют. При этом для обеспечения необходимой выручки для покрытия всех вложений и обеспечения доходности этих вложений, тариф по окончании инвестиционной фазы должен единовременно вырасти на 30%. Учитывая, что такой единовременный рост тарифа неприемлем для населения и невозможен ввиду наличия предельных индексов роста тарифов, следует рассмотреть три другие сценария. 

В рамках Сценария 2 концедент выплачивает концессионеру капитальный грант на инвестиционной фазе. В рассмотренном  сценарии капитальный грант составляет 75% от капитальных затрат. При этом тариф растет ежегодно в рамках предельных индексов роста тарифов. 

 

В Сценарии 3 концедент выплачивает концессионеру ежегодную субсидию на этапе эксплуатации. В данном сценарии ежегодная плата концедента на эксплуатационной фазе проекта составляет 1 000 млн руб. Тариф растет в рамках предельных индексов роста тарифов.

Сценарий 4 отражает ситуацию, когда достижение необходимой валовой выручки, обеспечивается за счет комбинирования роста тарифа, предоставления концедентом капитального гранта и эксплуатационной субсидии. 

 

Тариф в данном случае также растет в рамках предельных индексов роста тарифов. Концедент выплачивает капитальный грант на этапе строительства в размере 50% от капитальных затрат, а также выплачивает эксплуатационную ежегодную субсидию на этапе эксплуатации в размере 340 млн руб.

Таким образом, для реализации инвестиционных проектов в сфере ВиВ может быть использован любой из вышеописанных сценариев. Следует отметить, что для достижения окупаемости только за счет роста тарифа, тариф необходимо единовременно увеличить на 30-40%, что является неприемлемым для региональных властей. Комбинация увеличения тарифа, выплаты капитального гранта и эксплуатационной субсидии (Сценарий 4), как параметров формирующих необходимую валовую выручку, представляется наиболее предпочтительным вариантом, удовлетворяющим потребностям как концессионера, так и  концедента и населения, позволяющим в рамках существующей регуляторной базы обеспечить окупаемость инвестиционных проектов и увеличить инвестиционную привлекательность отрасли  в целом.  При этом величина каждого из факторов этой комбинации должна подбираться с учетом возможностей бюджета региона-концедента и значения предельного индекса роста тарифа, установленного для соответствующего региона.

Остается открытым только один вопрос – готовы ли  региональные власти разделить с частными инвесторами расходы по реализации проектов, учитывая высокую социальную значимость данной отрасли экономики?

Расчет зависимости Т от структуры финансирования

 

Учитывая тот факт, что основная цель данной статьи – изучение возможностей увеличения базовых тарифов до уровня экономически обоснованных, как одного из методов увеличения инвестиционной привлекательности проектов ВиВ, выведем формулу Т.

 

Формула зависимости Т от основных используемых в модели предпосылок:

 

где 

  • ∆Т–  единовременный рост тарифа в первом году эксплуатационной фазы;
  •  %% –  процентная ставка по старшему долгу;
  • G – капитальный грант, выплачиваемый концедентом на инвестиционной фазе;

Построим зависимость используя метод линейной аппроксимации:

Получаем следующие результаты:

Переменные

Коэффициенты

Стандартная ошибка

А1 - пересечение

0,187326135

0,00090941

Переменная А2

0,547447317

0,004777434

Переменная А3

-0,349291459

0,00113816

Также был рассчитан коэффициент достоверности аппроксимации:

R2 = 0,957, что говорит о значительной степени точности линейной аппроксимации.

Таким образом формула ∆Т выглядит следующим образом:



comments powered by HyperComments