В России заработают новые схемы партнерства власти и инвесторов

Опубликовано: 23.12.2014 Теги: социальная инфраструктура

Во всем мире объекты социальной инфраструктуры (ОСИ) представляют собой класс активов, которые отражают реальный уровень благосостояния страны в целом.

Кроме общих макроэкономических параметров, рост спроса со стороны населения на ОСИ зависит также и от локальных факторов: местоположения, стоимости предоставления услуг и ее качества.

Качество становится важным для населения только тогда, когда появляется реальный рынок, где присутствуют и государственные, и частные, и смешанные (государственно-частные) формы ОСИ. Именно тогда у населения появляется возможность предъявлять дополнительные требования к качеству предоставления услуги, что, в конечном итоге, ведет к совершенству всего рынка.

Как известно, в 1990-е годы в России количество и качество ОСИ неуклонно падало вместе с уровнем рождаемости. Однако в последние несколько лет народонаселение увеличилось, и социальных объектов стало не хватать.

С учетом отсутствия удовлетворенного спроса ОСИ с одной стороны, а также с учетом бюджетных ограничений у муниципалитетов и регионов с другой, возникла необходимость в разработке схем привлечения долгосрочных инвестиций, в том числе на основе механизма государственно-частного партнерства.

С точки зрения источника оплаты предоставляемой соцобъектом услуги необходимо выделить две основные формы: коммерческую (основную или полную оплату предлагаемой услуги несет население) и условно-коммерческую (финансирование осуществляет муниципалитет, в том числе при поддержке регионального бюджета, с возможным перечнем платных услуг).

При реализации коммерческих форм ОСИ невозможно удовлетворить весь существующий спрос. В настоящее время в Москве количество негосударственных дошкольных образовательных учреждений составляет около 4% от всего объема ДОУ. Следовательно, реализуя соцпроекты только на коммерческой основе невозможно выполнить социальную функцию обеспечения неудовлетворенного спроса.

Условно-коммерческие формы, как правило, характеризуются настолько длительными сроками окупаемости с непредсказуемым денежным потоком, что вопрос привлечения долгосрочного финансирования отпадает сам собой. Ситуация усложняется тем, что в случае, когда компенсации из муниципального бюджета недостаточно для покрытия расходов, может быть предусмотрена региональная субсидия, компенсирующая недостающую часть. Такая система автоматически "смешивает" бюджетные риски муниципалитета и региона в совокупности с рисками эффективной эксплуатации ОСИ, и рисками предоставления качественной образовательной услуги, что неприемлемо для финансирующих организаций.

Для разработки схемы ГЧП принципиально ответить на следующие вопросы. Возможно ли рассмотреть "средний" (между коммерческой и условно-коммерческой формами) вариант реализации проектов ОСИ? Возможно, и нужно ли передать "образовательную" функцию частному партнеру вместе с функцией эксплуатации в рамках ГЧП? Возможно ли найти основного контрагента со стороны государства перед частным партнером и финансирующими организациями с учетом сложившейся юридической практики в рамках системы обязательств эксплуатации ОСИ?

Предполагаемая схема ГЧП подразумевает заключение соглашения о ГЧП на основании регионального законодательства. Обязанностями частного партнера по соглашению будут: проектирование, финансирование и строительство соцобъекта. Обязательством региона/муниципалитета является последующий выкуп этих объектов у частного партнера на основании договора купли-продажи.

Таким образом, соглашение будет трехсторонним (регион - муниципалитет - частный партнер), где регион будет нести солидарную ответственность, в том числе по обязательствам муниципалитета. Предполагается, что оказание образовательных услуг будет находиться в компетенции муниципалитета, а частный партнер будет отвечать за техническую эксплуатацию объектов. Компенсация расходов партнера на техническую эксплуатацию объектов будет предоставлена в рамках отдельной субсидии, определяемой соответствующим муниципальным/региональным органом исполнительной власти.

Для целей создания комфортной ситуации финансирующим организациям в рамках такой схемы ГЧП требуется следующее:

  • принятие региональной долгосрочной целевой программы с включением выкупных платежей за ОСИ;
  • подписание прямого соглашения между регионом и финансирующими организациями (или их агентом) о механизмах возврата кредитных ресурсов в случае событий дефолта, предусмотренных соглашением о ГЧП.

Таким образом, возмещение капитальных затрат и обслуживание привлеченного финансирования будет осуществляться через выкупной платеж, а расходы, связанные с содержанием объекта - в рамках отдельной субсидии. Такая схема ГЧП называется "оплатой в рассрочку". С учетом того, что частный партнер берет на себя все основные риски, выкупной платеж в совокупности является одним из критериев конкурса ГЧП "на понижение", государство заключает соглашение с частным партнером, который оказывает комплексную услугу на наилучших условиях.

При этом отдельными договоренностями в рамках соглашения может быть предусмотрен перечень дополнительных коммерческих услуг, оказываемых частным партнером, если это не противоречит действующему законодательству. В этом случае "образовательная" функция может быть эффективно разделена между госучреждением (в части основных образовательных услуг) и частным партнером (в рамках дополнительного перечня).

С учетом привлечения долгосрочного финансирования приобретаемый государством объект естественным образом становится дороже, чем это может быть сделано в случае классической госзакупки.



comments powered by HyperComments